Многие из таких программ для смартфонов бесплатны, однако их создатели зарабатывают подчас сотни тысяч и даже миллионы долларов на рекламе. Как выяснили журналисты The Wall Street Journal в ходе специального расследования, большинство приложений для смартфонов, не афишируя это, делятся с рекламными агентствами информацией о пользователях, причем иногда - весьма приватной. Эти данные позволяют специалистам максимально эффективно подбирать рекламные сообщения для конкретной аудитории в зависимоти от возраста, пола, места жительства, и т.п.
Из 101 популярного приложения, исследованного сотрудниками издания, 56 передавали "вовне" без согласия пользователей даже уникальный идентификатор аппарата. 47 из приложений так или иначе сообщали (с разной степенью точности) информацию о местоположении смартфона. Пять делились с фирмами, специализирующимися на сборе и анализе подобной информации, данными о возрасте, поле и другими личными сведениями. Многое из этого противоречит декларируемой Apple политике в области приложений для своей операционной системы iOS. Google же возлагает ответственность за данные пользователей на самих разработчиков. При этом, правда, приложения перед установкой должны "сообщать", к какой именно информации в аппарате и его функциям они могут получать доступ.
В частности, приложение-мессенджер TextPlus 4 для iPhone отправляет идентификатор смартфона в 8 компаний, а двум из них - еще и почтовый индекс местности, где находится в данный момент пользователь, наряду с его полом и возрастом. Популярное онлайн-радио Pandora в версиях для iPhone и Android также делится подобными данными сразу с несколькими рекламными сетями. Аналогична ситуация с одной из самых часто скачиваемых игр в App Store и Android Market - Paper Toss.
Разработчики "шпионящих" приложений в свою защиту утверждают, что все передаваемые рекламщикам данные анонимны и связать их с конкретными пользователями невозможно. Кроме того, данные о поле и возрасте при регистрации в Pandora пользователь сообщает по желанию - их можно и не указывать.
WSJ констатирует - сегодня пользователи смартфонов бессильны прекратить передачу их данных рекламным компаниям. При этом разработчики приложений ничего не нарушают - почти у половины из протестированных приложений даже отсутствует (на официальном сайте или в самом приложении) информация о том, как они обращаются с пользовательскими данными. Теоретически мало что мешает незаконно создать базу данных, в которой сведения о пользователях смартфонов, такие как пол возраст и место жительства, были бы "привязаны" к уникальному идентификатору аппарата.